fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

243. ЛЕОНИД ГАЙДАЙ, «БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА», 1968

01.01.2015, четверг, 07:29

 

С Новым годом, друзья мои! Я хотел написать новогоднюю рецензию 31 декабря 2014 года, но смалодушничал, и вот теперь, не ложившись еще спать после бурного празднования, пишу эти строки. Впрочем, мне вполне комфортно, да и фильм я выбрал отменный. Ничего, что он не о Новом годе; это один из лучших фильмов Леонида Гайдая, посему говорить о нем первого января очень даже уместно.

 

Итак, Юрий Никулин четыре раза сыграл Балбеса в картинах великого эксцентрика. Эксцентрику, по-видимому, это надоело, но далеко уходить от образа он Никулину не позволил и на сей раз. Давайте вдумаемся: кто такой Семен Семеныч Горбунков? Тот же Балбес, только законопослушный, да еще и верный семьянин. На деле он тот же недалекий мужчина средних лет, которому, правда, выпало поиграть в кошки-мышки с контрабандистами. Здесь он сориентироваться не смог, и тогда на сцену вышли доблестные милиционеры. Горбунков — персонаж ведомый; без милиции он нуль, чего не скажешь о его врагах.

 

Враги, хоть и выведены с комизмом, но только благодаря законам жанра. На деле они готовы Горбункова убить, и им нисколечко его не жалко. Как всегда у Гайдая, они попадают в кутузку, а зная законы тогдашнего времени, можно предположить, что огребут они вполне серьезные срока.

 

Но ничего. Негодяи нас всю дорогу смешат и радуют. Гайдай придумал их весьма ловко, хотя бы уже потому, что все они разные. Шеф маскируется под серенького труженика. Козодоев работает моделью и ведет богемный образ жизни. Лёлик вообще не от мира сего; он из тех, чьи поступки просчитать невозможно ну никак. Ну и Анна Сергеевна — она словно пришла из французских фильмов с обнаженными красотками, чем и пленила не одно поколение советских и постсоветских зрителей.

 

Ладно. Негодяи разные. Есть тут и другие персонажи — управдом, жена, милиционеры и т.д. Недосуг каждому из них давать характеристику; стоит разве что сказать, что обилие всех этих лиц позволяет сравнивать картину Гайдая с самыми изощренными текстами вроде пьес Шекспира.

 

А между прочим, Горбунков еще и фронтовик. Примечательно, что никто этому абсолютно никакого значения не придает. Все так и держат его за идиота; даже друзья-милиционеры держат, хотя и любят. Вот, например, бородатый мужик с черепом на груди — ни дать ни взять байкер — весьма фамильярно называет его папашей. Да и Козодоев слишком уж демонстративно опекает нашего Семен Семеныча, не выказывая к тому никакого уважения.

 

 Впрочем, все это лишь пара-тройка характерных черт рецензируемого шедевра. На большее я не претендую. А есть здесь и другие не менее прекрасные моменты. Вероятно, стоило упомянуть и великолепных актеров, и напомнить самые яркие эпизоды, и сказать о том, что Миронов не в первый и не в последний раз играет в кино в дуэте с Папановым (есть ведь и «Берегись автомобиля» и «Двенадцать стульев»!). Но ничего. О «Бриллиантовой руке» можно говорить бесконечно, что совсем не входит в задачи вашего покорного слуги. Просто нужен был повод, чтобы поздравить вас, друзья, с Новым годом. И коль скоро ради этого пришлось пересмотреть шедевр Леонида Гайдая, то это замечательно! Ура! С Новым годом!!!


бриллиантовая рука
Tags: кинодневник
Subscribe

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    Не преминув засунуть нос В чертог Божественной Венеры, Прелат нащупал абрикос Под ожерельем королевы. Но так и не узнал прелат, Куда девалась мышь,…

  • ВЕСЕЛЕЙШЕЕ ДВУСТИШИЕ

    Говорят, Эмиль Золя В сутки жил на два рубля.

  • (no subject)

    Слова к ненаписанной песне Мадам, садитесь в кресло, Обсудим Гюисманса, Придержим наши чресла До третьего романса. Ну а покамест трюфли И утка…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments