fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

240. ЖАК РИВЕТТ, «ОЧАРОВАТЕЛЬНАЯ ПРОКАЗНИЦА», 1991

25.12.2014, четверг, 10:45      

 

Золотая ветвь в Каннах. Четырехчасовой фильм с пятью или шестью персонажами. Идеальное попадание в мое благодарное сердце. Сидел, смотрел, не мог оторваться, погрузился в картину как водолаз в пучину, радовался, восхищался моим любимым Мишелем Пикколи и т.д. То есть я хочу сказать, что картина непростая, но вот мне именно такие по душе. А ведь кому-то и скукотищей покажется… Это история о художнике и натурщице. История о создании шедевра, о том, что занятия искусством опасны, поскольку выводят всех из колеи и чреваты сумасшествием или смертью. В основе фильма произведение Бальзака.

 

Итак, есть старый художник по фамилии Френхофер (Пикколи); есть его спутница — относительно молодая Лиз (Джейн Биркин); есть натурщица Марианна (Эммануэль Беар) и ее молодой человек (Давид Бурштейн). И вот старый художник ни с того ни с сего решает воплотить свой старый замысел. Написать очаровательную проказницу (в другом переводе — прекрасную спорщицу). Казалось бы, что проще? Договаривайся с Марианной, бери да пиши. Ан не тут-то было. Уже на первом этапе Марианна начинает ломаться и строить недотрогу. На то есть причины, не слишком безоблачным было ее прошлое. Опять же ревность. Художник женат. Марианна тоже несвободна. И что они там в мастерской учудят? — кто знает…

 

Но художнику не до того. «Спорщица» — дело всей его жизни. А теперь он стар, и второго шанса не будет. Он бродит по огромной мастерской, тяжело дышит, выбирает кисточки, переставляет холсты, роется в блокнотах, а Марианна, колючая как ежик, с ненавистью следит за всеми этими приготовлениями. Но вот втягивается. Втягивается через микроконфликты, ломая себя, ломая свои отношения с близкими и просто знакомыми.

 

В общем старый художник делает свое дело, а все участники драмы стоят на ушах. Всем затея не нравится. Художнику и самому страшно. Он понимает, что в итоге получится шедевр. А шедевры даются только ценой жертвы. В его же случае жертва — его собственная жизнь.

 

Разумеется, отношения художника с Марианной как-то развиваются. Перестают быть платоническими. Влечение и искусство смешиваются в большой снежный ком, который летит с горы на дикой скорости, становясь все больше и больше. А финал будет поистине непредсказуем.

 

Ну и коротко скажу, как сия шикарная история снята. Львиная доля экранного времени — работа в мастерской. Все эти брожения, поиски нужной позы и руки художника, которые делают наброски и пишут картину. Рисунок рождается прямо на наших глазах. В съемках принимал участие художник Бернар Дюфур, чьи руки мы и видим в кадре, когда на протяжении минут эдак двадцати герой пытается запечатлеть прекрасную спорщицу.

 

Есть банальная фраза — красота требует жертв. Искусство тем паче. И что старому художнику до того, что своим замыслом он перевернул с ног на голову всю идиллию, царившую здесь до него. Искусство опасно. Но оно оправдывает нашу жизнь, и мы не вправе мешать большим художникам создавать своих спорщиц.


проказница
Tags: кинодневник
Subscribe

  • ПАРОМЩИК И ЖЕНЬКА

    ПАРОМЩИК И ЖЕНЬКА ПАРОМЩИК. Возишь вас, возишь, уж пора бы вам всем и кончиться. А всё равно – откуда вы только беретесь на мой паром? Чего дома не…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    ВАМ НУЖНО ПРОГЛОТИТЬ ЗОНД - Вам нужно проглотить зонд. - Это конечно. Это я с удовольствием. - Я назначаю вам завтра на девять тридцать. С утра…

  • ХАРЛЕЙ ДЭВИДСОН И КОВБОЙ МАЛЬБОРО

    1092. САЙМОН УИНСЕР, «ХАРЛЕЙ ДЭВИДСОН И КОВБОЙ МАЛЬБОРО», 1991 02.08.2021, понедельничек, 01:02 Ну-с так... А вы, командантес и компаньерос, не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments