fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:
226. ИНГМАР БЕРГМАН, «СЕДЬМАЯ ПЕЧАТЬ», 1957

20.11.2014, четверг, 16:11

 

Ну что ж, поговорим о гениальном фильме Бергмана. То будет разговор о смерти и поисках Бога. В общем, ничего нового для тех, кто уже успел прочесть какие-то статьи о картине. На вертушку я поставил Сержа Генсбура, и, надо сказать, его подвывания меня сейчас сильно раздражают. Но не суть. Начнем вот с чего: Рыцарь и Смерть за игрой в шахматы — очень красивый образ. Красивый и зловещий. Неправильно это — играть со Смертью в шахматы. Правда, у нашего Антония Блока другого выхода не было. Давненько он в руки шашек не брал. Нужна была отсрочка. И вот парочка села за шахмотья. А дело в том, что Антоний Блок отчаялся. Он вернулся из крестового похода; там, вероятно, много убивал и вообще грешил. И задумался: А зачем это? Но пуще задумался о другом: А что Бог? Он существует? И если существует, то почему я не ношу Его в своей душе? Как там вообще с Богом дела обстоят? Надо бы узнать, прежде чем отправляться туда, куда отправляться не хочется. И Рыцарь ищет. Он спрашивает у людей и у самой Смерти: есть ли Бог? Никто не отвечает. Его оруженосец, человек суровый и грозный, тоже о том не ведает. А кругом творится нехорошее. Чума. Люди мрут, как мухи. Похоть, воровство, грабежи; еще и ведьму сожгли ни за что ни про что. В общем, несладко Рыцарю. Знал бы ответ — успокоился бы. Знал бы наверняка — сподобился бы закрыть глаза навечно. Потому что, если есть Бог и Его Царство, умирать не страшно. Нужно только знать. Не верить, как другие, а знать. А он не знает. И никто не знает, если уж совсем честно говорить. И вот эпизод: Рыцарь встречает жонглеров: молодых мужа и жену с малюткой сыном. Они дают Рыцарю плошку свежей земляники. Они поят его парным молоком. Они смеются и поют песни. Они словно Святое семейство — Иосиф, Мария и Иисус. И Рыцарь познаёт благодать. Теперь он видит, что не только Смерть парадом командует; он видит, что бал на земле правит Любовь. И вот этот миг, когда Антоний Блок сидит на траве и ест землянику, оправдывает всё то, что он успел натворить за свою недолгую жизнь. Но снова является Смерть и предлагает продолжить партию. И вкатывает Антонию сокрушительный мат. И спрашивает: Тебе что-то дала отсрочка? — Дала!

 

Картина «Седьмая печать» характерна для Бергмана потому, что он вопросами о бытии Бога бредил всю жизнь. И не во всех фильмах решал эти вопросы столь позитивно. Снимал он и такие фильмы, от которых хочется бежать куда глаза глядят. В частности, «Змеиное яйцо», после которого меня весь вечер колбасило. Но были, были у Бергмана магические озарения. Были у него мгновения счастья, хотя жизнь он прожил очень непростую. А так ведь чаще всего и случается: подлинное счастье могут чувствовать отнюдь не веселые люди, а, напротив, измученные меланхолики — в промежутках между приступами хандры. Посему давайте запомним этот эпизод: Рыцарь с семьей жонглеров лакомится земляникой, и душа его наполняется светом, цену которому знает лишь он и о которой мы с вами можем лишь догадываться.


седьмая печать
Tags: кинодневник
Subscribe

  • СИМЕОН-СТОЛПНИК

    1090. ЛУИС БУНЮЭЛЬ, «СИМЕОН-СТОЛПНИК», 1965 28.07.2021, среда, 05:42 Замечательный фильм Луиса Бунюэля о святом, жившем в V веке и проведшем 37 лет,…

  • ЛАНДРЮ

    1089. КЛОД ШАБРОЛЬ, «ЛАНДРЮ», 1963 26.01.2021, воскресенье, 23:31 Ну что еще я могу сказать о Клоде Шаброле, кроме того, что каждый его…

  • ВЕРНОСТЬ

    1088. НИГИНА САЙФУЛЛАЕВА, «ВЕРНОСТЬ», 2019 24.07.2021, субботка, 09:45 Мне понравился этот фильм. Такая чисто женская рефлексия. Импонирует, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments