fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

206. АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ, «Я ТОЖЕ ХОЧУ», 2012
04.10.2014, суббота, 19:56

Свои поздние фильмы Балабанов снимал в нарочито скупой манере. Он нашел некую универсальную формулу и выработал собственный почерк. Никакой эклектики, никакого китча. Есть город Петербург, есть пять-шесть персонажей. Они перемещаются по городу и разыгрывают драмы и трагедии. Балабанова в тот период увлекала трагедия. Он находил неразрешимые конфликты, без которых настоящая трагедия не существует, и преподносил их зрителю без ненужных в таком деле понтов. Удивительно, но в последнем фильме он замахнулся на полемику с режиссером, которого называют лучшим из лучших в российском кинематографе. Но ведь Балабанов и сам был к тому моменту стреляным воробьем. Итак, полемика с Тарковским, а заодно и с братьями Стругацкими. Фильм «Я тоже хочу» это фильм про Зону, про место, где можно обрести Вечную Гармонию. Героев картины условно можно назвать Бандитом, Музыкантом, Пьяницей, Проституткой и Стариком. Пятеро человек с прошлым, о котором не хочется вспоминать, едут по Питеру на машине. Им нужно попасть в то место, откуда берут живыми на Небеса. Как мы видим, ситуация, в свое время предложенная Тарковским и Стругацкими, претерпела существенную трансформацию. На подходе к Раю героям не нужно думать о том, стоит ли стремиться туда вообще. Туда либо берут либо не берут. И герой, которого не взяли, в итоге начинает роптать и решительно ничего не понимает. Это и есть конфликт, необходимый для трагедии. Конфликт грешника с Богом. Почему? Почему Ты дал мне право грешить, а теперь не хочешь взять в Твое Царство? А вот так, — словно отвечает Бог. — Нельзя.

Особый разговор это Петербург Балабанова. Помимо знакомых улиц и неприветливых домов нам показывают человека, который настолько прочно слился с петербургской мифологией, что без него мы Город и не мыслим. Это Олег Гаркуша — для одних чудак и фрик, для других — выпивоха и пакостник, а для третьих — Легенда и Музыкант. Гаркуша очень органично вписан в питерское пространство. Думаю, что режиссеру не нужно было придумывать биографию для своего персонажа. Биография Гаркуши подошла для сюжета идеально. Его Музыканта взяли в Вечное Блаженство. Из волшебного Питера он был принят в Рай. Что может быть убедительнее?

Ну и скажу напоследок, что песни Леонида Федорова и группы Аукцыон, здесь звучащие, составляют на редкость пронзительный саундтрек. Сам я такую музыку терпеть не могу, но готов признать, что процентов на 50 именно она делает этот замечательный фильм. Фильм о невозможности счастья для одних и о Божьей благодати для других. Как-то так. Неплохая идея для полемики.

я тож
Tags: кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ

    1111. РОМАН ПОЛАНСКИ, «КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ», 1974 21.08.2021, вторник, 21:46 Итак, «Китайский квартал». По сути это нехило закрученная история о…

  • БОБ ПРОЖИГАТЕЛЬ ЖИЗНИ

    1110. ЖАН-ПЬЕР МЕЛЬВИЛЬ, «БОБ ПРОЖИГАТЕЛЬ ЖИЗНИ», 1956 20.09.2021, понедельник, 06:06 Я люблю фильмы, где герои ничего не делают и просто слоняются.…

  • ПРОЩАЙ, ЭММАНУЭЛЬ

    1109. ФРАНСУА ЛЕТЕРРЬЕ, «ПРОЩАЙ, ЭММАНУЭЛЬ», 1977 19.19.2021, воскресенье, 03:42 Слушаю вот сейчас забойный альбом L7, размышляю над тем, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments