fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:
204. АНДЖЕЙ ЖУЛАВСКИ, «ОДЕРЖИМОСТЬ», 1981
02.10.2014, четверг, 00:16

«Одержимость» фильм очень и очень непростой. Посыл режиссера угадать и осмыслить совсем нелегко, потому я не буду делать вид, что врубился в историю, а просто поделюсь кое-какими впечатлениями. Когда я смотрел «Одержимость», была у меня маленькая зацепка, и я уже самонадеянно предугадывал финал и был уверен, что дело окончится изгнанием героев из Рая. Дело в том, что мне показалось, будто Анна и ее муж это Адам и Ева. В пользу гипотезы шло многое. Вначале грех познала Анна, потом муж начал потакать ее наклонностям. То есть Анна передала мужу яблоко; они стали сообщниками, и я, глядя картину, ждал, что в финале они дружно свалят куда подальше, ибо за грехопадением следует изгнание. Но произошло не так. Герои померли. Значит, следуя моей заведомо неверной трактовке, можно сказать, что Рай в понимании Жулавски это земная жизнь, что звучит очень и очень натянуто, а посему от столь соблазнительной интерпретации следует отказаться. Однако один мотив вполне очевиден. Историю о бешеной самке, которая несет лишь разрушение, Жулавски рассказал внятно. Изабель Аджани играет действительно одержимую женщину. При том, что ее страсть к монстру-осьминогу вполне можно списать на больную фантазию режиссера. Дело не в осьминоге. И дело не в помешательстве. Женская сущность подразумевает нечто иррациональное; более того, женщина способна повернуть жизнь любящих ее мужчин так, что и они будут служить и ей, и Дьяволу, который ее искусил. Так или иначе, но фильм «Одержимость» это прежде всего фильм о всепобеждающем женском начале и только потом о страшном монстре, который лежит в захламленной квартире. Женщина может дать жизнь ангелу, а может и монстру, тут уж помешать ей никто не в силах. И совершенно очевидно, что женщина имеет все возможности для того, чтобы сделать мужчину игрушкой в своих руках. Мужу Анны следовало гнать женушку ко всем чертям после первой же истерики. Нужно было оторвать от себя этот кусок мяса. Что помешало? Любовь? Скорее, одержимость — похоть, смешанная с психологией собственника. Муж Анны поначалу был собственником, думающим, что лишь он должен владеть своей женой. В итоге ему пришлось заиграть по ее правилам и посеять зерна хаоса. Одержимость проявилась во всем своем блеске. Самка восторжествовала, и ее победу предугадать было совсем нетрудно. Подобные драмы знакомы многим, разница лишь в том, что в обычной жизни дело редко доходит до осьминогов, однако кто может поручиться, что мы хорошо знаем обычную жизнь? Примерно так я представляю себе проблематику картины Жулавски. Разумеется, здесь есть много деталей, которые дают ключ к более полному пониманию происходящего. Но ломать голову над замысловатыми шарадами совершенно недосуг; к тому же эмоции, неминуемо захлестывающие чувствительных зрителей при просмотре картины, с лихвой окупают любые интеллектуальные потуги. И то верно: иные размышления чреваты помутнением рассудка.

одержимая
Tags: кинодневник
Subscribe

  • БЕЛЬФЕГОР - ПРИЗРАК ЛУВРА

    1126. ЖАН-ПОЛЬ САЛОМЕ, «БЕЛЬФЕГОР – ПРИЗРАК ЛУВРА», 2001 26.10.2021, вторник, 23:25 Типичное кино для семейного просмотра, а французы умеют стряпать…

  • КАТАЛА

    1125. СЕРГЕЙ БОДРОВ-СТАРШИЙ, АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ, «КАТАЛА», 1989 24.10.2021, воскресенье, 19:03 В детстве я увлекался игральными картами. Не в том…

  • ХОЛОДНОЕ ТАНГО

    1124. ПАВЕЛ ЧУХРАЙ, «ХОЛОДНОЕ ТАНГО», 2017 24.10.2021, воскресенье, 01:09 Тяжелый и непростой фильм о любви, которую сожрал режим. Да и какая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment