fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

203. АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН, «ПРОВЕРКА НА ДОРОГАХ», 1971
01.10.2014, среда, 00:58

Возьмем для затравки шутошный тон. Всем известно, что в фильмах Германа люди часто сморкаются и харкают. И вот начинаю я смотреть «Проверку на дорогах» и в самом первом кадре вижу человека с соплей, торчащей из носа. Между прочим, это много о чем говорит. Мы не поймем, почему Герман любил из фильма в фильм показывать вариации на сопливые темы, но мы можем предположить, что вот интересовало его это, куда деваться. Бунюэль, к примеру, часто заявлял, что его не интересует эротика, но обнаженные женские щиколотки запечатлевал на пленку с ослиным упрямством. Оно и понятно — он вырос в католической Испании в начале XX века; тогда только на щиколотки и можно было полюбоваться — мини-юбок и в помине не было, вот ему эти щиколотки и врезались в подсознание. Я, разумеется, не говорю о том, что сопли и щиколотки явления одного порядка. Я лишь обращаю ваше внимание на навязчивые мотивы, которые преследуют больших художников. Художники могут обыгрывать в своих текстах разные явления — от обжорства до проблем с мочеиспусканием; в этом нет греха, но вот подмечать подобное весьма интересно. Но ладно, поговорим о картине. «Проверка на дорогах» фильм многоуровневый. Общая проблематика складывается из мелочей, в частности, таких, как физиономия сопливого крестьянина. Герман рассказывает историю о предателе, который готов искупить свой проступок. Предатель оказывается нравственно выше тех, кто его презирает. Презирает его всяк кому не лень, в том числе и те, перед кем не стоял выбор погибнуть или переметнуться к врагу. Почему предатель нравственно выше? Потому что своим поведением он с лихвой окупает прошлые грехи. Он приходит к партизанам и говорит: Вот он я, пожалуйста, расстреливайте. Тут надо понимать, что при определенных условиях подлость может совершить любой человек и от этого зарекаться нельзя, а вот добровольно принять смерть сможет далеко не каждый. И командир отряда, лейтенант Локотков, это чувствует, потому и дает предателю шанс начать все заново. Другой офицер, майор Петушков тоже это понимает, но прикидывается преданным коммунистом, у которого с предателем никаких дел быть не может. Этим и страшен майор Петушков. Он по идее свой, однако его методы вести войну мало чем отличаются от фашистских повадок. Он корчит из себя бескомпромиссного бойца, подводя под монастырь человеческие жизни. Он очень хитер и зол. Он сам решает, кому жить, а кому нет (пример: эпизод с мостом). Локотков хитер не меньше, но он не утратил человеческого облика, чем и бесит беспощадного Петушкова. И поэтому основной конфликт возникает не между предателем и не запятнавшими себя партизанами, но между лейтенантом и майором, которые не могут ужиться в одном отряде, подобно двум вожакам в волчьей стае. Не мудрено, что картину, в которой предатель вызывает больше симпатии, чем политрук, в 1971 году положили на полку. Положили основательно; к счастью потом время все выровняло. Примерно так я вижу смысловую нагрузку картины. Невесело все это. Невесело еще и потому, что никто из нас не знает, какая из ролей, показанных авторами фильма, ему в случае чего достанется. Дай Бог, чтобы никакая не досталась.

проверка
Tags: кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ

    1111. РОМАН ПОЛАНСКИ, «КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ», 1974 21.08.2021, вторник, 21:46 Итак, «Китайский квартал». По сути это нехило закрученная история о…

  • БОБ ПРОЖИГАТЕЛЬ ЖИЗНИ

    1110. ЖАН-ПЬЕР МЕЛЬВИЛЬ, «БОБ ПРОЖИГАТЕЛЬ ЖИЗНИ», 1956 20.09.2021, понедельник, 06:06 Я люблю фильмы, где герои ничего не делают и просто слоняются.…

  • ПРОЩАЙ, ЭММАНУЭЛЬ

    1109. ФРАНСУА ЛЕТЕРРЬЕ, «ПРОЩАЙ, ЭММАНУЭЛЬ», 1977 19.19.2021, воскресенье, 03:42 Слушаю вот сейчас забойный альбом L7, размышляю над тем, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments