fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

170. ОРСОН УЭЛЛС, «ГРАЖДАНИН КЕЙН», 1941
22.07.2014, вторник, 06:03

Рано или поздно надо было это сделать. Надо было посмотреть «Гражданина Кейна». Хотелось понять, что в этом фильме такого особенного? Почему самыми влиятельными критиками он признан лучшей картиной за всю историю Кинематографа. Я долго брал его приступом. Несколько раз начинал смотреть и бросал после двадцатой минуты. Отпугивала дата создания; мне по глупости не верилось, что такие старинные дела могут меня увлечь. Но вот в один прекрасный день я собрался и посмотрел. Самым сложным было перевалить за первые полчаса. Дальше киноязык делался понятным. Дальше было уже не оторваться.
После просмотра, я согласился с тем, что «Кейн» это шедевр. Глубина замысла соответствует мастерству воплощения. Историю можно трактовать по-разному. По сути это рассказ о взрослом ребенке, которого способна остановить только Смерть. Перед нами проходит жизнь богатейшего человека на планете. Он ведет себя отнюдь не как умелый негоциант, чья цель заключается исключительно в заработке. Для Кейна деньги как кисть для художника или скрипка для музыканта. Он поэт, хотя и богач. С помощью денег он творит, но не приумножает.
Кейн верит в то, что ему под силу сделать мир лучше. Бог для него — соперник. У Кейна определенно запросы Леонардо или же Данте. Вот он начинает газетный бизнес. Что ему убытки? Газета это развлечение. А развлечение для Кейна неотделимо от творчества и от призвания, которое заключается в том, чтобы бунтовать.
Другой сюжет — неудачная попытка сделать из своей жены великую певицу. Кейна не смущает отсутствие таланта у супруги. И не потому, что дар покупается за деньги. Просто потому, что его собственный дар позволяет ему идти наперекор Природе.
Технически картина снята довольно хитро. По сложности композиции она способна соперничать с фильмами вроде «Криминального чтива». Орсон Уэллс, сыгравший главную роль, изображает то молодого симпатягу, то глубокого старика. Разные периоды жизни Кейна смешаны сценаристами в сущий винегрет. В общем, умели люди снимать в 40-е, ничего не скажешь.
А еще здесь присутствует тайна или, если угодно, интрига. Завеса приоткрывается лишь на последних кадрах. И весь сюжет разом переворачивается с ног на голову. Уэллс сполна отдал дань заложенным до него традициям и правильно сделал. Ведь настоящее кино революционно лишь отчасти — другая его часть это всегда переосмысление.
Орсон Уэллс понимал это лучше других, потому-то в его герое несложно узнать его самого. Великого поэта кинематографа.

171. ПОЛ ВЕРХОВЕН, «ВСПОМНИТЬ ВСЁ», 1990
25.07.2014, пятница, 09:30

Когда я был мальчишкой, у меня была цель — посмотреть все фильмы с Шварцнеггером. То есть я ходил в видеосалоны и все, что у нас показывали, смотрел. Даже такие редкости как «Без компромиссов» и «Оставайся голодным» умудрился увидеть. А тут как раз вышел «Вспомнить всё», он же «Total Recall», он же «Абсолютная память» — именно под таким названием его крутили. Ну я и пошел. Как водится, из-за плохого перевода и собственной тупости не понял ни хрена. Откровенно скучное было зрелище. Разве что баба с тремя сиськами запомнилась. А так сидел и скучал, раз и навсегда потеряв нить сюжета. Чисто для галочки смотрел. И вот теперь наконец-то понял, что большинство фильмов с Шварцнеггером ну ни в какие ворота не лезут. Не актер он, конечно. Кусок мяса кусок мяса и есть. Но эта картина действительно хороша (я имею в виду «Вспомнить всё»), в чем я накануне имел честь убедиться. Ну, во-первых, материал. В основе-то рассказ Филипа Дика, а Филип Дик это вам не хухры-мухры. Когда смотрел, подумал о том, что такой материал и Тарковского мог бы заинтересовать. Тарковский ведь любил фантастику. Да и не в фантастике дело — смысловая нагрузка присутствует. Верховен, конечно, свел все к боевику с хеппи-эндом, но шила-то в мешке не утаил. Недаром он потом говорил, что на самом деле «Вспомнить всё» это фильм о шизофрении, а не о повстанцах с Марса. Да, хитро голливудское кино устроено. Все стреляют, мочат друг друга, а в итоге иной раз получается нечто умное. Если бы европейцы — да хоть и тот же Тарковский — за сюжет взялись, получилось бы нечто длинное и медитативное. А у Верховена, который, кстати, тоже европеец, но сыгравший по американским правилам, — боевик. Впрочем, весьма увлекательный и мощный. Даже компьютерные спецэффекты образца 90 года не режут глаз. Поэтому теперь-то я сие безобразие посмотрел с удовольствием, ну и лишний раз на Шварцнеггера полюбовался, поддавшись сладкой ностальгии. Шварцнеггер, конечно, тот еще жук. Нелепейшее явление, по сути. Но кто ж виноват, что была в кино мода на качков? По мне, гора мускулов это лишнее, но вот было, было такое поветрие. Снимали не мимику, не игру, а мускулы. Хотя Шварцнеггер всю дорогу и пытался что-то там изобразить. Типичный пример человека, который обладает артистичностью, но никак не актерским даром. Ладно. Это, как говаривал русский мужик в старину, не беда. Верховен Арнольдушку нашего так хитро снял, что претензий к картине нет. Ну и на том спасибо. Надо бы и дальше поглядеть на классические фильмы с этим красавцем. Есть подозрение, что сегодня их без слез смотреть уже нельзя. Насчет «Красной жары» я могу сказать это наверняка, а вот «Коммандо» и «Хищника» не худо бы и заценить по новой. Придет время, заценим, никуда от нас это не денется. Во всяком случае, хотелось бы верить.

172. МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ, «ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЖЕНЩИНЫ», 1982
27.07.2014, воскресенье, 16:37

Предлагаю новый термин: фильм-погружение. Вот что я имею в виду: есть такие картины, которые смотреть заведомо скучно, если только ты не ныряешь в происходящее на экране с головой. Выныривать не надо вплоть до финальных титров. Разумеется, процесс должен принести радость. Вот, к примеру, я. Я очень люблю Антониони. При этом я знаю, что «Идентификация женщины» — фильм, перегруженный интеллектуальной монотонностью. Но я готов сыграть по правилам Маэстро. Сижу себе и смотрю; не отвлекаюсь. И выныриваю после всего новым человеком.
Картина завораживает самыми первыми кадрами. Человек заходит в подъезд и поднимается по лестнице. В других фильмах подобные сцены просто подразумеваются, но не выводятся на первый план. Ну, поднялся человек по лестнице; что с того? И зачем это показывать? Антониони знает, зачем. Его герой, уставший мужик, уныло бредет вверх и, подойдя к двери, обнаруживает, что посеял ключ от сигнализации. Только этого не хватало! Человек устал, хочет попасть в квартиру, а тут такая засада… И вот он в изнеможении садится на ступеньки, достает потрепанный блокнот и записывает в него довольно нелепую мысль (очевидно, ее Тонино Гуэрра, соавтор сценария, придумал) касательно того, что его бывшая жена оставила после себя свой страх быть обворованной. То есть типа жена ушла, а сигнализация осталась, и вот теперь мужик это расхлебывает.
И это ведь даже не начало фильма! А между тем нам уже известно о герое, что он разведен, что он устал буквально от всего и что он, вероятно, писатель, который повсюду таскает с собой блокнот. Впоследствии выясняется, что он кинорежиссер.
Дальше смотреть еще интереснее. Герой начинает крутить роман с субтильной девушкой; некто пытается его аккуратно шантажировать; потом герой с девушкой расстается и встречает другую. Ну и параллельно он всю дорогу размышляет о новом фильме и о том, какой должна быть в нем главная героиня. То есть вы поняли: по сути, картина ни о чем. Никаких тебе африканских страстей в духе «Горькой луны», о которой мы недавно говорили. Кровь, блевня и майонез отсутствуют. Люди просто ходят и разговаривают. И никто не стреляет.
И при этом зрелище самое что ни на есть увлекательное. Метания мещанина это вам не Наполеон на острове Елены. Кинорежиссер тщетно пытается найти выход из тупика, который и тупиком-то совестно назвать. Ну, проблемы; ну, творческий кризис; ну, еще непонимание. Это ведь тот суп, в котором он был обречен вариться с момента своего рождения. Отношения с женщинами не приносят никакого удовлетворения. Кажется, женщины для того и существуют, чтобы раздражать и царапать закаленную в мире чистогана душу. Выхода нет, но он и не нужен. Знай броди себе по просторной квартире и думай о том, чем бы еще потревожить сознание.
Зато, господа, какая атмосфера! Начало 80-х, демократичный стиль в одежде и тут же помпезные закрытые вечеринки, на которых даже нажраться как следует нельзя. Опять же, к чему все это? Ну совершенно ведь ни к чему. Нравится вот некоторым создавать проблемы на ровном месте.
И вот еще что: упомянутый герой весь фильм курит сигареты HB. Не думаю, что сие замечание так уж интересно моим читателям, но вот я на сигареты внимание в первую очередь обратил. И, обратив, решил, что обязательно к чему-нибудь эти сигареты приплету. А раз приплетать их здесь не к чему, говорю об этом просто так. Да. Сигареты HB. Тоже ведь деталь. Тоже винтик в мироздании. Хочется, знаете, чтобы каждое лыко было в строку.

173. АНДЖЕЙ ВАЙДА, «ПИЛАТ И ДРУГИЕ», 1972
29.07.2014, вторник, 23:38

Когда по российскому тв с большой помпой демонстрировали многосерийный фильм Бортко «Мастер и Маргарита», многие журналисты говорили о том, что и до Бортко были экранизации романа Булгакова, но все какие-то хреновые. И один из журналистов, перечисляя снятые по роману картины, не преминул заметить, что «Пилат и другие» Вайды никак нельзя отнести к удачам знаменитого поляка. «Ну уж здесь ты, брат, пули льешь», — подумал я, потому что не верил, что Бортко может быть лучше Вайды и что Вайда умеет снимать плохо. А оказалось — умеет. Ну, не совсем катастрофически плохо, но то, что называется левой ногой. В общем, «Пилат и другие» вышел довольно халтурным и прежде всего из-за актера, сыгравшего роль Пилата. (В фильме показана лишь сюжетная линия, касающаяся Пилата и Иешуа.) Я думаю, все понимают, что, берясь за Булгакова, роль прокуратора следует прорабатывать с особым тщанием, поскольку это ключевой образ в Булгаковской фантасмагории. Увы. В этой картине Пилат ну совсем неубедителен, и, возможно, в этом вина даже не актера, а самого Вайды, который не захотел создать выпуклый характер. Дело в том, что Вайда сделал упор совсем на другое. Он перенес историю Иешуа в 70-е годы XX века. Кстати, годом позже вышла картина «Иисус Христос Суперзвезда», в которой был использован тот же прием. (И если уж быть совсем дотошным, то при сравнении нетрудно увидеть почти дублирующие друг друга эпизоды — например, в обеих картинах есть кадр с тремя крестами на холме близ шоссе, по которому проносятся машины.) Ну так вот. Вайда говорит о том, что современный мир как нельзя лучше подходит для таких катастроф как распятие Бога. Ну и вспоминает о средневековой традиции — тогда Христа рисовали именно в средневековых декорациях, не желая воспроизводить на полотнах древние Иерусалим или Вифлеем. Таким образом, конфликты Пилата с Иешуа, Каифой и Афранией отходят на второй план; на первом же появляется, к примеру, телефонный автомат, по которому Иуда доносит на Иешуа и из которого тут же высыпаются тридцать сребреников (отличнейшая, между прочим, находка!). Такова картина Вайды. Надо бы еще напомнить, что в 1972 на экранах появился фильм Александра Петровича «Мастер и Маргарита» с Уго Тоньяцци в роли Мастера и Аленом Кюни в роли Воланда. (Его я посмотреть еще не успел, но обещаю отписаться, как только сделаю это.) В защиту же Вайды нужно заметить, что его неудача, возможно, обусловлена тем, что он был своего рода первопроходцем. Судите сами — роман Булгакова впервые напечатали в 1966 году, а в 72 Вайда уже сделал фильм. Но, между прочим, знаете, кто был самым первым поэтом, вдохновившимся нетленкой Булгакова? Мик Джаггер, который умудрился прочесть роман, как только его перевели на английский, и влюбившийся в эту книгу без памяти. Уже в 1968 году в музыкальных магазинах появился отличнейший альбом роллингов «Beggars Banquet», который открывала шикарная композиция «Sympathy For The Devil» — своеобразный гимн, исполняемый от лица Воланда. Да, это во всех отношениях крутая пластинка. Песни одна лучше другой, а посему я ее сейчас врублю погромче и откупорю бутылочку пива. Надеюсь, что это я заслужил.
Tags: кинодневник
Subscribe

  • ЦЫПЛЯТА ТАБАКА

    ЦЫПЛЯТА ТАБАКА - Ха-ха-ха! Да вы покажите мне человека, который не любил бы цыплят табака! – воскликнул студент Цуладзе. - А чего далеко за примером…

  • ЖИЗНЬ ДЯДИ РОМЫ

    ЖИЗНЬ ДЯДИ РОМЫ - А хочешь, Оксана, я тебе всю свою жизнь расскажу? – проскрипел дядя Рома, отпыхтевшись на двадцатидвухлетней студентке, с которой…

  • ЛАКРИЦА. ЧАСТЬ 5

    В один из вечеров Бенгт и Морико гуляют по Университетской набережной. Погодка та еще. Знаменитый питерский полуветер-полудождь, когда противные…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments