fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:
163. ЕЖИ АНТЧАК, «НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ДУЭЛЬ», 1965
04.07.2014, пятница, 14:08

Прекрасный польский фильм, снятый по «Выстрелу» Пушкина. Использованы сюжетные ходы из «Маскарада» Лермонтова и «Поединка» Куприна. Но у меня к «Выстрелу» своя любовь и своя о нем история. Я обожаю эту повесть и могу размышлять над ней часами. Об этом и расскажу.
На последнем курсе нужно было сдать зачет по методике. Зачет принимал ныне покойный Владимир Георгиевич Маранцман, крупнейший российский ученый, выучивший не одно поколение преподавателей и методистов. Я был молод и относился к Маранцману без должного уважения. К тому времени я успел год проработать в школе и считал, что кое-что понимаю в методике. В общем, я пришел на зачет, уселся напротив Маранцмана и принялся рассказывать ему о придуманном мной уроке по «Выстрелу». Мне казалось (да я и сейчас в этом уверен), что урок я придумал хорошо. И вот я говорю: «Главный вопрос, который заставит школьников поломать голову, заключается в том, кто же на деле вышел победителем в поединке — Сильвио или граф». — «Поясните», — потребовал Маранцман, всем своим видом показывая, что за здорово живешь зачет мне получить не удастся. И я изложил свои взгляды. Суть была в том, что Сильвио ни фига не победил на дуэли, поскольку был рабом своей страсти. Развязка в доме графа не принесла ему удовлетворения, и он так и остался несчастным человеком. Потому и искал смерти на поле боя. А граф, несмотря на потрясения, зажил в согласии с самим собой и поэтому, скорее, его следует назвать победителем.
Услышав все это, Маранцман начал медленно закипать. «Что же? — спросил он. — Граф обставил Сильвио?» — «Но ведь он зажил вполне счастливо, тогда как Сильвио…» Тут Маранцман меня перебил: «У вас мещанские взгляды на жизнь! И с такими взглядами вы зачет не получите». Потом он добавил: «Что вы читали по этому поводу?» — «Ну, например, Вацуро», — сказал я. «Так. А в чем Вацуро ошибается?» — спросил он. Тут я опешил. Я и помыслить не мог, что такие люди как Вацуро могут ошибаться. «Вацуро, — сказал Маранцман, — пишет, что Сильвио мстит. А на самом деле Сильвио восстанавливает справедливость». И еще присовокупил: «А погиб-то Сильвио на войне за независимость Греции. За независимость — намотайте это себе на ус».
Уже выходя из аудитории (без зачета), я подумал, что жрать черешню, стоя под дулом, тоже, между прочим, не каждый сможет и что следовало бы об этом Маранцману сказать. Но так и ушел, не сказав. А зачет получил в следующий свой приход, написав какую-то письменную работу, к «Выстрелу» отношения не имеющую.
Вот так все и было. Или почти так. Во всяком случае историю я поведал. Ну а «Выстрел» да и все «Повести Белкина» будут смущать умы столпов науки и нерадивых студентов до той поры, пока не рухнет наша цивилизация. И немало копий еще будет сломано, и немало сделано открытий. Что ни говори, а на загадки Пушкин был мастак.

164. РОМАН ПОЛАНСКИЙ, «ГОРЬКАЯ ЛУНА», 1992
08.07.2014, вторник, 20:18

Сейчас, чуваки, секунду; прежде всего я поставлю на вертушку что-нибудь любезное моему сердцу. Композитор Вангелис и прочая дрянная музыка из «Горькой луны» меня ну никак не вдохновляют. Я хорошо помню, как от этих песенок тащились девчонки в начале 90-х, и очень рад, что мода на сие безобразие канула в Лету. Поэтому я уж выберу совсем другое музло. Так… Ну вот, Роки Эриксон с песней о двухголовом псе. По-моему, прекрасно. Ладно, давайте говорить о «Горькой луне». Вообще это очень хорошо, что одну из главных эротических драм 90-х снял не американец. Американцы в таких делах полные профаны и пустозвоны. Хорошо, что основное действие разворачивается в Париже (параллели с «Последним танго» очевидны). Конечно, это уже не тот Париж, который мы, дорогие читатели, изучили по ранним фильмам Годара или Луи Маля. Париж 90-х это довольно нелепый город, в котором, впрочем, хватает места для кровавых страстей и для умопомешательств на почве животного секса. Не знаю, насколько дикой показалась вам, любезные читатели, история о похотливых англичанах, американцах и французах. Вообще-то она довольно дикая. Все эти измены, мазохистские выкрутасы, слезы и травмы не должны присутствовать в жизни хорошего пуританина. А ведь именно на пуританина в последнее время равняют нас любимые депутаты и прочее правительство. Но речь не об этом. Поланский показывает нам сытое общество и сытых людей, которые могут позволить себе изощреннейшие любовные выверты. Помню, как мой дедушка, увидев однажды нечто подобное по тв, сказал: «Им пахать надо, а они чертей качают!» Так оно и есть. Те, кому надо пахать, изводят друг друга хрен знает какими африканскими страстями, паразитируя на судьбах добрых пролетариев. Но ничего, пусть делают что хотят, лишь бы глотки друг другу не резали. Так ведь они еще и режут, вернее, палят из пистолета. То есть, говорит нам Поланский, есть любовь нормальная, обывательская, а есть любовь богемная. Богемная любовь это такая штука, что тут не жалко и на преступление пойти, лишь бы утолить свои не в меру разросшиеся запросы. И вот два с лишним часа зритель наблюдает за такой любовью и в зависимости о того, насколько он верит хитрому поляку Поланскому, переживает за гениталии главных героев. На мой взгляд, все это очень интересно, потому что Поланский у нас в монахах не числится и истории о садистах и мазохистах рассказывать умеет. В итоге «Горькая луна» получилась в меру горькой и в меру… скромной. Да-да, именно скромной, поскольку, демонстрируя различные грехи, Поланский палку перегнуть не посмел и дальше положенного не пошел. А всё почему? Да потому что снял вполне себе коммерческую ленту. Коммерческая же лента может быть откровенной лишь до известного предела. Оголтелости от «Горькой луны» ждать не нужно. Поланский бунтует по-тихому, за что и получает свой честный доллар. Но коль скоро придет вам фантазия пощекотать нервишки — добро пожаловать на «Горькую луну». Всё в мире относительно, а в искусстве и подавно. Иному и клюква в сахаре такой пожар во рту устроит, что и перчика чилийского не потребуется. Особенно под музыку олуха Вангелиса.

165. ТЕНГИЗ АБУЛАДЗЕ, «ПОКАЯНИЕ», 1984
10.07.2014, четверг, 21:37

Вот как вышло: вчера посмотрел «Покаяние» впервые. Впечатление громадное. Все хвалебные отзывы, которые раньше приходилось слышать, оказались чистой правдой. Виртуозно снятый фильм, пронизанный горечью и разочарованием в победах тоталитарного режима. С тех пор, как фильм был снят, тема репрессий и диктатуры звучала в кинематографе, да и других видах искусства практически непрерывно. А вот тема, вынесенная в заглавие, — редко. Мало у кого хватало ума и смелости покаяться хоть в каких-нибудь грехах. Вообще покаяние это понятие христианское. Оно стоит в одном ряду с такими понятиями как любовь и доброта. Людей, которые верят в силу покаяния, чрезвычайно мало, а между тем, покаяние это всегда попытка изменить свою судьбу и подняться с колен. Но к чему об этом распинаться? У нас ведь главные друзья это армия и флот, а доминирующее понятие — агрессия. Нам навязывают агрессию вместо покаяния, а когда где-нибудь в Японии случается землетрясение или наводнение, отцы церкви внушают нам, что это кара Божья, ничего умнее они придумать не могут. А ведь есть песня Вертинского, знакомая нам в исполнении Гребенщикова, и есть в ней слова: «И никто не додумался просто стать на колени и сказать этим мальчикам, что в бездарной стране…» Ну и далее по тексту. То есть людей-то на смерть посылать проще, чем на колени становиться. Ладно, оставим эту тему. В фильме «Покаяние» показан тип правителя-засранца, весьма характерный для сталинских времен, когда в почете было кровавое лицедейство. Кто такой Варлам Аравидзе? Не просто тиран. Прежде всего, шут. Кровавый шут. Это авторами очень верно подмечено. Он ведь как действует? Вначале паясничает как придурок, а уже потом ордер на арест подписывает. Собственно, именно этот образ меня и увлек более других при просмотре фильма. А ведь и правда — кем, как не актером, должен быть истинный сатрап? Во-первых, он должен уметь убедительно врать. Ну там слезу, например, пустить при случае или, наоборот, кулаком по столу громыхнуть. Он ведь не перед дурачками играет, он поголовно всех граждан околпачивает. На чужих эмоциях топчется. Тем он и силен, тем и страшен, тем и мерзок. Вот скажет такой, обращаясь к людям: «Братья и сестры», и тронет сердца людские. И вроде все это понимают, а все же ведутся, как агнцы. И еще об одном хочу сказать в связи с картиной «Покаяние». Выкапывание из земли похороненного мертвеца для грузин это один из тяжелейших грехов. Нельзя покойников выкапывать. Мертвец должен быть предан земле. Поэтому месть женщины, которая раз за разом этого Варлама выкапывала, — довольно страшная месть. И сразу вспоминается Ленин, так земле и не преданный, и роман Фазиля Искандера «Сандро из Чегема» (правда, об абхазцах, не о грузинах, но тем не менее), в котором крестьяне никак не могут взять в толк, за что такому великому человеку как Ильич устроили после смерти величайший позор — лишили могилы. Думаю, что вывод здесь очевиден. Не держит земля мерзавцев, вот ведь как получается.
Tags: кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ЗВЕРЬ С ХОЛОДНОЙ КРОВЬЮ

    1122. ФЕРНАНДО ДИ ЛЕО, «ПАНСИОНАТ ЭРОТИКА, ИЛИ ЗВЕРЬ С ХОЛОДНОЙ КРОВЬЮ», 1971 20.10.2021, среда, 18:59 Ну вот, командантес и компаньерос, у нас…

  • КОЛДУНЬЯ

    1121. АНДРЕ МИШЕЛЬ, «КОЛДУНЬЯ», 1956 18.10.2021, понедельник, 10:30 В СССР этот фильм был культовым по трем причинам. Он снят по повести Куприна…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    338. АМОС КОЛЛЕК, «БЕЗУМИЕ УЛИЦ», 1986 16.07.2015, четвергъ, 02:56 Я очень люблю, когда персонажи из двух заветных миров сходятся в одной точке.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments