fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:
158. МАРИО МОНИЧЕЛЛИ, «МАЛЕНЬКИЙ ГОРОЖАНИН», 1977
26.06.2014, четверг, 21:49

Накопилось большое количество фильмов, которые я успел посмотреть, но о которых не успел написать. Эти пробелы нужно заполнять, хотя мне больше нравится писать по горячим следам, то есть сразу после просмотра. Но делать нечего, нужно как-то отдавать долги. Посему сейчас я поставлю на вертушку какого-нибудь Заппу и расскажу кое-что об одном из главных фильмов режиссера, чьи картины в последнее время гляжу с неслыханной жадностью. Да, Моничелли — классный дядька, доложу я вам. Ну-с, приступим.

Перед нами трагикомедия. (На вертушке, между тем, «Zoot Allures»!!!) Даже, скорее, трагедия. Нет, тут есть смешные эпизоды. Они касаются всяких итальянских социальных проблем. Трудно устроиться на хорошую работу и трудно на ней удержаться. Унижение перед начальством как способ не слететь с занимаемой ступеньки. А история такова, что главный герой (Альберто Сорди) хочет устроить своего великовозрастного сынишку на хлебное место. И вот герой носится со своим сыном как с писаной торбой. Все свои силы ветерана Итальянского Сопротивления он тратит на то, чтобы кому-то угодить, а кого-то подбить на участие в судьбе любимого чада. Приходится даже вступить в масонскую ложу (эпизод с масонами один из самых смешных в картине). В общем, всё ради сына. А сын возьми да и помри. Вернее, погибни от шальной пули грабителя. И всё, и конец надеждам. Жизнь разом теряет смысл. Остается только стенать и желать убийце скорейшей, но и мучительной смерти. В отношении последнего судьба подбрасывает старику подарок. Герою Сорди удается выследить убийцу собственного сына, дать тому по башке домкратом и привезти в рыбацкий домик. В этом домике убийцу можно помучить, а потом убить. Одним словом, начинается сущий «Ворошиловский стрелок», и вот на различия между «Стрелком» и «Горожанином» хотелось бы сделать особый акцент.

Герой Михаила Ульянова идет на преступление потому, что в России не работает закон; герой Альберто Сорди идет на преступление потому, что морально деградирует. Герой Ульянова борется за справедливость; герой Сорди потакает собственному помешательству. Сорди играет человека, подобного наседке. Он кудахтал-кудахтал над высиженным яйцом, а когда его потерял, слетел с катушек и забегал, хлопая крыльями, по улице. Он стал жестоким, но что еще хуже — стал неадекватным. Таким образом сюжет «Маленького горожанина» из социальной комедии перерос в экзистенциальную драму. Концовка фильма (о которой я рассказывать нарочно не стану, потому что и так уже пересказал весь сюжет) только подтверждает, что в жизни старого солдата не будет не то что справедливости, но и достойной старости. В момент смерти своего сына он разом потерял всё — и счастье, и рассудок.

А Италия продолжает жить и в ус не дуть. И по-прежнему подчиненные лебезят перед начальством и стремятся опустить свой зад на теплое насиженное местечко. Впрочем, «Маленький горожанин» это ведь не только про Италию… Да, и еще: был ли герой Сорди адекватен до смерти сына? Ведь звериная жажда мести сродни звериному желанию дать теплое насиженное местечко своему чаду. Вот о чем стоит поразмышлять.

159. ЕВГЕНИЙ ТАТАРСКИЙ, «КОЛЬЕ ШАРЛОТТЫ», 1984
28.06.2014, суббота, 20:43

Отличнейший советский детектив про то, как бандиты собрались заныкать старинное колье, по легенде изначально принадлежавшее Петру I, а затем принцессе Шарлотте. Шик заключается в том, что за бандитами охотятся вовсе не сотрудники милиции, а сотрудники КГБ. Во главе чекист Серёгин в исполнении Кирилла Лаврова. Его неопытного напарника играет Вадим Ледогоров. Ну а самого злого и жестокого бандита — непривычно молодой Юрий Кузнецов. Сами понимаете, что советский детектив с Лавровым и Кузнецовым пропустить было никак невозможно. Фильм трехсерийный, и здесь рассыпано много отличнейших эпизодов. Есть эпизод, где Серёгин говорит, подражая Ленину, да еще и рукой эдак делает — такая вот смелая шутка от Лаврова, которому до этого приходилось играть вождя. Вообще позднесоветский детектив это явление во всех отношениях познавательное. Во-первых, авторы таких картин умели закручивать сюжеты не хуже французских или американских выскочек. Во-вторых, могли поднимать довольно острые проблемы — цензура это разрешала, потому что надо ведь где-то и пар выпустить. В-третьих, как правило собирали отменные актерские составы. В-четвертых, изощрялись как могли в изображении недоступной простым советским людям сладкой жизни. Ну и так далее. Идеологически же фильмы были выдержаны верно. Вот, к примеру, следователь Серёгин. Ну что тут скажешь? Чекист вроде и есть чекист. А вот — хитрюга, цитирует запросто Монтеня вкупе с Дзержинским (неплохая парочка!), подкалывает коллег, читает нравоучения, да еще и носит при себе дорогую заграничную зажигалку, хотя и не курит. То есть пижон и себе на уме. Думаю, что Лавров просто купался в этой роли. Интересный же, блин, характер. Или бандит (Юрий Кузнецов). Охарактеризовать Кузнецова, да и его героя можно с помощью одного весьма емкого слова — мужичок. Да-да, именно мужичок и ничего больше. Но зато какой человечище! Внешне неприметный, с такой русской-прерусской физиономией, невысокий, коренастый, а сам при случае может и нож в дело пустить, и в морду дать, и еще любого вокруг пальца обведет. К тому же страдает экзотическим для показушного СССР недугом — наркоман. Мы-то привыкли к тому, что Кузнецов — мужик лет пятидесяти с хвостиком, а здесь ему еще и сорока нет. Но такие как он и в молодости смотрятся стреляными воробьями. В общем, отменная роль, ничего не скажешь. Ну и под конец хочу упомянуть о великолепной актрисе Валентине Воилковой, сыгравшей в картине молодую прожигательницу жизни и по совместительству сестру погибающего (от рук героя Кузнецова, разумеется!) спекулянта. Я знаю не слишком много ее ролей, но ее красота всегда меня поражала. Фильм «Колье Шарлотты» это фильм о людях, стремящихся к роскоши, поэтому роскошные женщины неминуемо должны были промелькнуть в сей истории. Ну и самой роскошной оказалась героиня замечательной Валентины Воилковой, за что ей большое человеческое спасибо. А глупого чекиста Серёгина только на то и хватило, чтобы прочесть красотке дурацкую нотацию. Но и его понять можно — чекист ведь гульнуть по-человечески не может, зато на нотации горазд. Наверное, это и правильно.
Tags: кинодневник, проза
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ

    1091. ФРАНЧЕСКО РОЗИ, «СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ», 1976 30.07.2021, пятничка, 06:32 Вот ведь как итальянцы могут кино закрутить. Поначалу фильм показался…

  • СИМЕОН-СТОЛПНИК

    1090. ЛУИС БУНЮЭЛЬ, «СИМЕОН-СТОЛПНИК», 1965 28.07.2021, среда, 05:42 Замечательный фильм Луиса Бунюэля о святом, жившем в V веке и проведшем 37 лет,…

  • ЭПИГРАММА

    ЭПИГРАММА В дельте реки Невы Люди играли ска, Круто срубили бабла, Вот тебе и весь сказ. Такое говёное ска, Кто-то втыкал на Гоа, А кто-то пил в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments