fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

143. ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ, «ШИРЛИ-МЫРЛИ», 1995
28.05.2014, среда, 05:07

«И Суходрищева?» — осторожно интересуется в трубку русский милиционер по имени Жан-Поль Николаевич. И я хохочу гомерическим хохотом, потому что очень уж смешно глядеть и на Суходрищева, и на Жан-Поля Николаевича, да и на всех остальных героев этой комедии. Вот уж не знаю, какие причины побудили оскароносца Владимира Меньшова в середине 90-х снять картину, состоящую почти сплошь из похабных шуток и изобилующую ненормативной лексикой. Картину, в которой нет места печальным ноткам. Картину, в которой все только и делают, что поскальзываются на банановой кожуре и швыряются тортами. Здесь не нужно много думать, нужно просто расслабиться и получать удовольствие, глядя на то, как самые матерые из российских актеров откровенно валяют дурака. Впрочем, главная тема сего творения вовсе не смешна. «Ширли-Мырли» это фильм о национальной нетерпимости и прежде всего об антисемитизме. Сейчас подобный сюжет уже могли бы и завернуть — в последние годы русские стали очень уж похожими на карикатурные типажи из картины Меньшова. Но придумано все очень ловко. Каково антисемиту Кроликову узнать, что его родной брат еврей? Еврей, ненавидящий цыган, в свой очередь, узнаёт, что есть еще и брат-цыган. И плодятся братья, как кролики, и переполняет их сердца горячая ненависть к людям с другой кровью, а деваться-то некуда. И кипят на фоне сей вражды страсти совсем уж идиотского порядка, и почему-то делается от этого очень смешно. А в веселом угаре зритель даже и не замечает, что, к примеру, Гаркалин и Чурикова изображают, мягко говоря, не вполне родственные отношения, и цитата из «Заводного апельсина» с фаллоподобной вазой тоже угадывается далеко не всеми. Но к чему подобные домыслы, коль скоро всё тут и так направлено на самые низменные чувства? «Ширли-Мырли» это тот самый карнавал, о котором писал Бахтин, чтобы хоть как-то оправдать кучу непотребностей в «Гаргантюа и Пантагрюэле». Карнавал, в котором доминирует телесный низ. Здесь запросто вкатывают десятилитровые клизмы, а невеста даст хорошую фору нимфоманке Джо из последнего фильма Триера. Неужто год 1995-й и впрямь был таким безумным? Вряд ли. Просто очень уж хочется иногда спустить все тормоза и оторваться по полной. И Меньшов дает нам такую возможность. Где-то год назад этот фильм показывали днем по каналу орт. Я подумал, что мне это снится, потому что знал, сколько слов наподобие «жопы» произносят тут герои. Но ничего. Все эти слова запикали, убив тем самым саму идею, лежащую в основе. В 1995-м такого бы не случилось. И не за нравственностью сегодня следят наши цензоры, а всего-навсего демонстрируют слоновье ханжество. Такие вот дела с этой неудобной для сегодняшних «культурных» бонз картиной. Но ведь запрещать ее нельзя. Легче навесить какой-нибудь ярлык и искромсать ножницами. Мы еще к этому придем, я вас уверяю. Я, если вы еще не заметили, пессимист, не лишенный, впрочем, идиотской жилки.

ширли
Tags: кинодневник
Subscribe

  • КАК КУПЕЦ ВЕЛИЧКО СВОИХ ДОМАШНИХ СТРАЩАЛ

    КАК КУПЕЦ ВЕЛИЧКО СВОИХ ДОМАШНИХ СТРАЩАЛ - По миру пущу! – заревел купец Никита Никитович Величко. Домашние притихли и трепетали, то была минута…

  • ЖЕНИХ И НЕВЕСТА

    ЖЕНИХ И НЕВЕСТА Есть во Владимирской области село Барское-Татарово. Живет там с самого рождения русский писатель Борис Парамонов. С тех пор как жену…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    КАК ЧЕРЧИЛЛЬ СИГАРЫ ДОМА ЗАБЫЛ В субботу Черчилль был приглашен к мисс Грейди. Черчилль чрезвычайно любил коротать у нее вечера. Это была…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment