fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Category:
138. МИКЛОШ ЯНЧО, «ТЕХНИКА И РИТУАЛ», 1971
18.05.2014, воскресенье, 17:18

Фильм «Техника и ритуал» рассказывает об одном из главных мерзавцев древности – вожде гуннов Аттиле. Вообще-то этот самый Аттила жил так давно, что из человеческой памяти почти полностью изгладились все его нехорошие поступки, и посему в ряд часто упоминаемых болтунами засранцев из прошлого он не входит. Как бы там ни было, но делов он нагородил порядочно, о чем можно догадаться, глядя картину Янчо. В изображаемых эпизодах венгерский режиссер остается верен самому себе – реальность здесь весьма условна, и происходящее более всего напоминает спектакль с ограниченным числом актеров, которые ходят по пустынному каменистому пляжу и делают вид, что они – Аттила и его непобедимая армия. Подобный подход являет собой полную противоположность реальности, показанной Германом в картине «Трудно быть богом». Герману, в отличие от Янчо, очень хочется воспроизвести древность до мельчайших деталей. Янчо не таков. Он ограничивается схематичным изображением исторических событий и двумя десятками актеров, из которых постоянный актер Янчо Йожеф Мадараш несмотря ни на что прекрасно вживается в образ самого кровожадного из варваров прошлого. Впрочем, о кровожадности Аттилы здесь судить трудно. Перед нами вождь и его племя. Племя априори предано вождю. Трудно сказать, почему и за какие заслуги гунны отдают свои жизни во имя Аттилы. Однако всё происходит именно так. Не раз и не два клянутся они ему в своей верности, подобно шелудивым псам. Аттила принимает собачью радость как должное, однако он тоже не в силах постичь ее природу. Он пользуется преданностью гуннов, но помимо этого он ее изучает, и именно на это Янчо делает главный акцент. Пока гунны меряются носами касательно того, кто из них больше любит своего вождя, Аттила задумчиво бродит меж ними и пристально вглядывается в их одухотворенные лица. Это очень интересный художественный прием. Аттила уподоблен энтомологу, который наблюдает за жуками. Он именно наблюдает, а не правит. И уже потом, убедившись в том, что для своих людей он царь и бог, Аттила совершает главное убийство в своей жизни – убийство претендующего на власть брата Бледы. Теперь Аттиле нечего бояться: он знает, что гунны его никогда не предадут. Можно начинать разбой и завоевания. Миклош Янчо, разумеется, взял свою концепцию не с потолка. И не впервые обратился к теме насилия над мозгами толпы. Можно было бы долго распинаться о свободолюбивом венгерском народе, который притесняли все кому не лень, но хочется развернуть проблему шире. «Техника и ритуал» это еще один камушек в огород власть имущих. Это еще один текст, отрицающий культ любой личности и не признающий за властью никаких достоинств. И, разумеется, Янчо не единственный, кто с болью в сердце говорил о подобном беспределе. Его картина честна и бескомпромиссна. Она политизирована. И эту политизированность невозможно задвинуть в закоулки сознания. Оглянитесь. Разве со времен Аттилы хоть что-то изменилось?

янчо
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ИСТИНА

    1056. АНРИ-ЖОРЖ КЛУЗО, «ИСТИНА», 1960 08.05.2021, субботка, 02:00 Да, крепко снимал кино Анри-Жорж Клузо в то время, которое нынче кажется чуть ли…

  • КЛАВКА КОПУСТА НА АБОРДАЖ!

    КЛАВКА КОПУСТА НА АБОРДАЖ! Кто-то боялся Слепого Пью, кто-то боялся Билли Бонса, кого-то боялся сам Флинт, но все пираты без исключения - как…

  • ДРОЖЬ

    1055. ДАРИО АРДЖЕНТО, «ДРОЖЬ», 1982 05.05.2021, среда, 04:36 Люблю фильмы про писателей. В них, как правило, не показывают писателя, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments