fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

137. АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН, «ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ», 2013
13.05.2014, вторник, 22:25

Ничего похожего на последнюю картину Алексея Германа в киноискусстве, да и в искусстве вообще доселе не было. Теперь есть. Когда-то ведь и Венеры Боттичелли не было, а Боттичелли взял да и написал Венеру. Понимаете, к чему я веду? На наших глазах появилось нечто принципиально новое. Появилось то, от чего неминуемо будут отталкиваться следующие поколения художников. И от этого никуда не деться. Да, смотреть фильм тяжело. Да, смотреть его противно. Но столь убедительной и оригинальной картины мира вы все равно не сыщете больше нигде. Искусство не обязано быть доступным и приятно пахнущим. Оно развивается по своим законам. А вперед его толкают проводники, из чьих голов торчат антенны, улавливающие сигналы Небес. Одним из таких проводников был Алексей Герман.

Теперь ближе к делу. Я полагаю, что хитрый сюжет, а вернее, хитрый риторический вопрос, поставленный Стругацкими в их тексте, отнюдь не доминировал, когда Герман замышлял картину. Герману очень хотелось показать Средневековье. Свое Средневековье. Средневековье изображали многие великие художники, и вот Герману захотелось тоже высказаться по этому поводу.

Важно, что действие происходит на другой планете. Не было привязки к какому-то конкретному периоду времени. Это не времена Атиллы и не времена Пипина Короткого и даже не времена Ивана Грозного. Это абстрактное Средневековье, рисуя которое, не нужно глядеть в учебник по истории. Нет христианства и не было античности. Выдумывай не хочу!

От какой печки плясал Герман? Что стоит в основе его Средневековья? В основе – отсутствие гигиены. Герман показывает людей, которые не подтирают жопу и не чистят зубы. (Кстати, на тех, кто чистил зубы, еще в начале XIX века смотрели как на придурков, есть в литературе такие свидетельства.) Так вот. На отсутствии гигиены Герман и выстроил свой мир. Потом приплел неумеренную жестокость. И добавил проблематику, поднятую Стругацкими. Ну и снял всё это так, как до него никто не снимал. И получилось Кино.

Вообще в жизни Герман был человеком, рано растерявшим иллюзии. Скорее всего, он так и мыслил нашу жизнь. Именно так, как показал в своем фильме. Ничего хорошего в такой жизни нет. Есть только звериное желание подольше не подыхать. Потому что еще неизвестно, что ждет тебя т а м. А к говну можно привыкнуть и даже его не замечать, как ни печально это звучит.

О картине Германа критики говорят очень деликатно. Напрямую не хвалят, но и ругать остерегаются. Фильм не то чтобы многих разочаровал, но элементарно не понравился. Но это ничего. Он все равно останется. Дайте срок, и он станет в один ряд наравне с многими шедеврами. И вполне вероятно, что картиной «Трудно быть богом» будут обозначать новую (и потому нам еще не ведомую) веху в искусстве.


герман
Tags: кинодневник
Subscribe

  • БЕЛЬФЕГОР - ПРИЗРАК ЛУВРА

    1126. ЖАН-ПОЛЬ САЛОМЕ, «БЕЛЬФЕГОР – ПРИЗРАК ЛУВРА», 2001 26.10.2021, вторник, 23:25 Типичное кино для семейного просмотра, а французы умеют стряпать…

  • КАТАЛА

    1125. СЕРГЕЙ БОДРОВ-СТАРШИЙ, АЛЕКСАНДР БУРАВСКИЙ, «КАТАЛА», 1989 24.10.2021, воскресенье, 19:03 В детстве я увлекался игральными картами. Не в том…

  • ХОЛОДНОЕ ТАНГО

    1124. ПАВЕЛ ЧУХРАЙ, «ХОЛОДНОЕ ТАНГО», 2017 24.10.2021, воскресенье, 01:09 Тяжелый и непростой фильм о любви, которую сожрал режим. Да и какая…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment