fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:
128. ЛАРИСА ШЕПИТЬКО, «ВОСХОЖДЕНИЕ», 1976
29.04.2014, вторник, 22:26

Один из самых пронзительных и страшных шедевров советского кино. Виртуозно снятая картина о войне с немцами. Картина, наполненная самыми разными символами и библейскими аллюзиями. С библейских аллюзий, пожалуй, и стоит начать разговор. Так или иначе, но при просмотре невозможно отделаться от мысли о Дьяволе. Дьявол здесь не персонифицирован, однако большинство героев по ходу сюжета сталкиваются с искушением. Искушение в данном случае это отнюдь не материальные блага. Героям предлагают сохранить жизнь или заработать легкую смерть, а это довольно хреновая перспектива. Вывод тоже вроде очевиден: попытка перехитрить Дьявола неминуемо обречена на провал. Такую попытку предпринимает партизан Рыбак в исполнении Владимира Гостюхина. Этого человека, который, помимо прочего, в разыгрываемой вакханалии становится Иудой (тогда как Сотников становится Христом), по большому счету упрекнуть не в чем. Он не знает о том, что условия будет диктовать Дьявол; он лелеет надежду, что, быть может, сам станет хозяином положения. В итоге он проигрывает, да проигрывает так, что тут впору позавидовать судьбам тех, кто не пошел на сделку с Дьяволом и принял мученическую смерть. Впрочем, все идет к тому, что Рыбаку придется смириться с положением дел. Злодейство всегда начинается с малого. Однако оставим Рыбака в покое. Другой интереснейший персонаж – следователь Портнов (Анатолий Солоницын), возможно, в прошлом тоже пытался дергать Дьявола за усы. Мы можем это предположить, взглянув на его биографию. Теперь же он достиг компромисса с собственной совестью (если таковая у него вообще имелась) и обнаружил в себе неплохие таланты к истреблению невинных душ. Его характер более загадочен, чем характер Рыбака, поскольку не исключено, что до войны он был порядочным человеком. Тут хорошо работает теория о том, что познать тот или иной характер можно лишь в экстремальной ситуации. Не вызывает сомнений лишь то, что теперь Рыбак, ломая свои представления о долге, пойдет дорогой Портнова, и это самое страшное, что может произойти. Что касается Сотникова, то он абсолютно свят, и его святость явление сколь редкое (даже редчайшее), столь и замечательное. Сотников борется не с режимом, он борется с вселенским злом, то есть с Дьяволом.
Впервые я прочел великую повесть Быкова, когда учился в школе. Вопрос касательно «Сотникова» попался мне на зачете. Я больше говорил о Рыбаке, что не очень понравилось моей учительнице. Мне казалось, что повесть написана о том, как обстоятельства делают из человека предателя помимо его воли. Теперь я вижу, что это не совсем так. Рыбак становится вовсе не предателем, а слугой Дьявола. И это совершенно беспросветный путь. Как беспросветна и картина Ларисы Шепитько, в которой лишь образ Сотникова, взявшего на себя грехи Рыбака, дарит хоть какую-то надежду.

восхождение
Tags: кинодневник
Subscribe

  • АД

    1057. КЛОД ШАБРОЛЬ, «АД», 1994 11.05.2021, вторнеггг, 05:00 Этот фильм Клод Шаброль снял, отталкиваясь от замысла Анри-Жоржа Клузо; последний снимал…

  • ИСТИНА

    1056. АНРИ-ЖОРЖ КЛУЗО, «ИСТИНА», 1960 08.05.2021, субботка, 02:00 Да, крепко снимал кино Анри-Жорж Клузо в то время, которое нынче кажется чуть ли…

  • ДРОЖЬ

    1055. ДАРИО АРДЖЕНТО, «ДРОЖЬ», 1982 05.05.2021, среда, 04:36 Люблю фильмы про писателей. В них, как правило, не показывают писателя, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments