fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:
94.КЛОД ШАБРОЛЬ, «КРАСАВЧИК СЕРЖ», 1958
10.02.2014, 08:18

Классический фильм Клода Шаброля, прекрасный образец французской новой волны. Однако больно уж пафосно я начал. На деле это история о нравах, царящих во французской провинции, куда приезжает из Парижа молодой парень по имени Франсуа (Жан Клод Бриали). Франсуа здесь вырос, но, видать, совсем отвык от деревни, ибо раскладов здешних понять не хочет и не может. Расклады же таковы, что его школьный товарищ Серж почти спился, потерял веру в будущее и жестоко изводит свою беременную жену, обвиняя ее в том, что это из-за нее из парня хоть куда он превратился в полное ничтожество. Жизнь в деревне, показанная в картине, весьма созвучна знаменитому рефрену из песни Sex Pistols «God Save The Queen» «No future!» – без малого 20 лет спустя споют Пистолеты, имея в виду прозябание молодежи в Англии. Клод Шаброль их опередил. У его героя будущего тоже как-то не предвидится, хотя вопрос здесь в том, что мы подразумеваем под будущим. Вопрос этот философский, и мы его оставим. Другие деревенские жители Сержу под стать. Его тесть так же пьет и буянит. Несовершеннолетняя сестра его жены дает каждому направо и налево, включая и Франсуа, и Сержа, и собственного отца (правда, тот грешит с ней лишь только после того, как узнаёт, что она на самом деле не его дочь). Что касается Франсуа, то он, подобно голубому герою, упрямо верит в то, что может чем-то помочь жителям деревни в их нескладной жизни. Даже местный священник в это не верит, но Франсуа, упираясь как осел, доказывает всем свою правоту. И вроде бы к финалу всё образуется. Нам же остается только развести руками и крепко задуматься над тем, что в капиталистической Франции конца 50-х подобная пропащая жизнь могла бы показаться какому-нибудь советскому инженеру чуть ли не медом. Судите сами. В то время, как русские работяги хлебали горькую водку, заедая ее плавлеными сырками, непутевый Серж хлестал отменное вино. Русские военные и доценты ютились в коммуналках и бараках, а Серж жил в собственном отнюдь не тесном доме. Всё познается в сравнении. Другое дело – социальный статус. Нищий русский инженер мог гордиться тем, что занимает почетное место в советском обществе. Серж, напротив, всеми презираем, хотя и не так нищ. Посему проблемы Сержа далеко не каждому зрителю могут показаться такими уж серьезными. Он ведь вдобавок молод и здоров. Хотя в общечеловеческом плане посыл режиссера, конечно, понятен. Нескладная жизнь на французский лад кого-то да и возьмет за живое.  Но только кого-то. Скажу честно – более поздние картины Шаброля мне кажутся более убедительными. И при всем при том, что я обожаю старое французское кино и вместе с ним всех режиссеров волны, фильм меня как-то не впечатлил. Ну, бывает, что уж тут поделаешь. Увы мне, непонятливому!

P.S. Перечитал написанное и понял, что не прав. Трагедия Сержа отнюдь не в его социальном статусе, а в том, что он деградировал морально. А это одинаково нехорошо и при коммунистах, и при капиталистах.
Tags: кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ХАРЛЕЙ ДЭВИДСОН И КОВБОЙ МАЛЬБОРО

    1092. САЙМОН УИНСЕР, «ХАРЛЕЙ ДЭВИДСОН И КОВБОЙ МАЛЬБОРО», 1991 02.08.2021, понедельничек, 01:02 Ну-с так... А вы, командантес и компаньерос, не…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    УРОК САКСОФОНИСТУ Предуведомление Если громко крикнуть «Всё это сакс!», то прозвучит это как «Всё это секс!». Таковы фонетические загогулины…

  • СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ

    1091. ФРАНЧЕСКО РОЗИ, «СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ», 1976 30.07.2021, пятничка, 06:32 Вот ведь как итальянцы могут кино закрутить. Поначалу фильм показался…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments