fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Специально для dachsnachhimmel, благодаря доброму совету которой я и посмотрел сей отличный фильм.

85.АЛЕКСАНДР ХВАН, «ДЮБА-ДЮБА», 1992
09.01.2014, четверг, 20:06

Кошмары имеют свойство испаряться подобно табачному облаку. Увы, это не всегда так. Авторы картины «Дюба-Дюба» употребили все возможные усилия на то, чтобы доказать – иной кошмар никуда не девается, а если и заканчивается, то непременно смертью.
Истории можно рассказывать по-разному. Самые страшные события в устах какого-нибудь весельчака превращаются в череду дружелюбных приключений. Историю о человеке, который устраивает любимой девушке побег из тюрьмы, тоже в принципе можно было преподнести по-доброму. Но Александр Хван по-доброму почему-то не захотел и превратил трагедию в нечто более страшное, хотя куда уж страшнее. Он превратил трагедию в кошмар.
Вероятно, ему не захотелось лишь только сгустить изобразительные средства. Впрочем, все, что касается операторской работы, монтажа и организации художественного времени, играет на руку режиссеру, задумавшему воспеть депрессию. Но есть еще и пронзительная игра актеров во главе с Олегом Меньшиковым, которая вводит нас, простых зрителей, в состояние, далекое от благодушного.
Оговоримся сразу, что упомянутые изобразительные средства использованы съемочной группой просто мастерски. Фильм, безусловно, требует полного погружения. И вот какие мысли приходят в голову, когда выныриваешь на поверхность.
Герой Меньшикова оказывается внутри кошмара ровно в ту минуту, когда решает вытащить из тюрьмы любимую девушку. Все его дальнейшие похождения абсолютно его парализуют и лишают кислорода. Ни на миг не очнется он от выдуманной им самим же реальности. Его спасет только смерть.
Психологически картина выстроена довольно убедительно. Вообще я думаю, что психологическими следует называть не те фильмы, в которых обаятельные сыщики в твидовых пиджаках с изяществом решают всякие головоломки, а фильмы наподобие рецензируемого.
Вспомним, кстати, и о традициях русского психологического романа. А что? Вспомним Родиона Романовича Раскольникова. Он ведь тоже погружен в непроходящий кошмар. Ему ведь тоже некуда деться. Вот. «Некуда деться» – эти слова для понимания фильма «Дюба-Дюба» должны стать ключевыми.
Герой Меньшикова обречен отнюдь не из-за того, что его мучает совесть. И не из-за того, что спасенная им девушка его не любит. Любой кошмар иррационален, поэтому ломать голову над причиной своих бед попросту ни к чему. Когда нам становится страшно во сне, мы ведь не пытаемся объяснить причину нашего страха с помощью логики. То-то и оно.
Что касается выбранной авторами темы, то она, разумеется, им только на руку. Тюрьмы ведь все боятся, ибо тюрьма подразумевает отчаяние и безысходность.
Ну вот. Невеселые размышления, что и говорить. После такой рецензии нужно отвести душу на чем-нибудь любимом. Я крепко подумываю о том, чтобы написать наконец пару строк об Антониони. И пусть он тоже рассказывал о безысходности – время выровняло его фильмы и сделало их очень уютными. Но проблемы, конечно, никуда не делись. Такова жизнь, как в старину говаривал французский мушкетер.
Tags: кинодневник
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • АКТЕРЫ

    1123. БЕРТРАН БЛИЕ, «АКТЕРЫ», 2000 22.10.2021, пятничка, 20:09 Ну что ж… За моим «ну что ж» скрывается некая усталость от бесконечного написания…

  • ЗВЕРЬ С ХОЛОДНОЙ КРОВЬЮ

    1122. ФЕРНАНДО ДИ ЛЕО, «ПАНСИОНАТ ЭРОТИКА, ИЛИ ЗВЕРЬ С ХОЛОДНОЙ КРОВЬЮ», 1971 20.10.2021, среда, 18:59 Ну вот, командантес и компаньерос, у нас…

  • КОЛДУНЬЯ

    1121. АНДРЕ МИШЕЛЬ, «КОЛДУНЬЯ», 1956 18.10.2021, понедельник, 10:30 В СССР этот фильм был культовым по трем причинам. Он снят по повести Куприна…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments