fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

84.МАРИО МОНИЧЕЛЛИ, «МАРКИЗ ДЕЛЬ ГРИЛЛО», 1981
07.01.2014, вторник, 15:43

Жил в Италии в начале XIX века маркиз. Звали его дель Грилло. Чем он промышлял, я не знаю, ибо никаких мемуаров и писем, касающихся его личности, не читал. Но в 80-е годы века XX мастер итальянского кино Марио Моничелли счел, что сей маркиз достоин того, чтобы о нем протрубили на весь мир. И снял о нем в меру злую и в меру смешную комедию. Моничелли показал нам гордого, но падкого на жестокие шутки феодала. Его маркиз в исполнении любимца публики Альберто Сорди не самодур и даже не тиран. Но над людьми, стоящими ниже его, поизмываться он любит, ибо полагает, что дворянский титул и дарованная власть дают ему такое право. Альберто Сорди прекрасно вжился в образ скучающего и от того шалящего маркиза. Костюм знатного господина пришелся ему впору. Поскольку в итальянском кино (и я уже об этом писал) сильные очень любят унижать слабых, то и наш маркиз кажется зрителю изрядным засранцем. Шалит маркиз, между прочим, в довольно неподходящее для шалостей время – в период наполеоновских войн. Его приключения, согласно сюжету, начинаются в 1809 году. Потом французы свергают папу Пия, чему маркиз не очень-то и расстраивается, хотя сам же присягал папе на верность. В 1812, после разгрома в России, французы уходят, а добряк-папа прощает беспутного маркиза. На протяжении всей картины дель Грилло ведет себя как нашкодивший ребенок, хотя и прожил половину отпущенного ему срока. Так же ведут себя герои другой комедии Моничелли «Мои друзья». В том фильме (а вернее, в трех его частях) компания престарелых весельчаков измывается над всеми, кто попадается им под руку. На дворе 70-е годы XX века. Моничелли хочет доказать зрителю, что злые шутки и шкоды – хорошее средство от неминуемой в пенсионном возрасте депрессии. Истинный шут должен петрушничать и на краю могилы. Ибо чем еще можно заниматься в нашей суровой юдоли? Вот и маркиз Грилло, зная, что жизнь его по большому счету бессмысленна, шалит подобно трехмесячному козленку. Он богат, знатен и облечен властью. Цена этим благам для него просто пшик. Зачем нужны деньги и власть, если старуха с косой придет без предупреждения? Единственный выход – насмехаться над любыми святынями и унижать бедняков. Пусть знают, что итальянские феодалы не только философы, но еще и мерзавцы. Чем-то упомянутый маркиз напоминает русских бар времен крепостного права. Он ведь и живет с ними в одно время. Русские баре, владевшие огромными землями и тысячами крестьянских душ, тоже ни в чем себе не отказывали. Только смерть была для них неизбежной. Это ли не повод для пьянства, блуда и прочих земных радостей? Вот почему я утверждаю, что образ жизни Грилло это своеобразный эскапизм; своеобразный вызов высшим силам, которые с мрачным спокойствием наблюдают за его проказами. Такие вот Карлсоны жили когда-то в Италии. Ни дать ни взять из детской сказки Астрид Линдгрен. Только были они не мужчинами в самом расцвете сил, а мужчинами с печалью думающими о Вечности.marchese del grillo-3
Tags: кинодневник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments