fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

79.СТЭНЛИ КУБРИК, «С ШИРОКО ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ», 1999
29.12.2013, воскресенье, 13:03

Последний шедевр от режиссера, снимавшего кино крайне редко, но всякий раз попадавшего в десятку. Есть режиссеры, которых легко узнать по почерку. Кубрик не из таких. Его фильмы очень не похожи друг на друга. Всякий раз он прокладывал новые тропинки. Всякий раз он начинал с нуля. И всякий раз получалось очень хорошее кино. Представьте себе некоего универсального режиссера, который в разные периоды снял бы что-то наподобие «Сладкой жизни», «Земляничной поляны» и «Семи самураев». Вы скажете, таких режиссеров еще не было. А я скажу: таким был Кубрик. Он снимал абсолютно разное, но всегда выдающееся кино. И это столь же прекрасно, сколь и удивительно. По поводу его последней картины я выскажусь вот как. Тут намешано много тем, но одна из них спровоцировала у зрителей чуть ли не коллективный психоз. Еще бы! В Америке, в стране, исповедующей христианскую мораль, существует какая-то сомнительная секта (а любая секта сомнительна!); членами этой секты являются, судя по всему, крупные политические деятели; и внутри этой секты запросто убивают людей. Но зрителей шокировал даже не факт убийства. Сцена ритуала с мрачными песнопениями – вот что заставило людей, увидевших картину, крепко задуматься. А что если, – решили зрители, – так все и обстоит на самом деле? Что если сильные мира сего проводят сатанинские или же языческие оргии? Почему бы и нет? Они же обладают нешуточной властью, следовательно могут себе позволить такие вот зловещие развлечения. И это те люди, от которых напрямую зависит судьба простых смертных! Я полагаю, что подобные мысли возникли у зрителей во всех странах, где демонстрировалась картина «С широко закрытыми глазами». И это при том, что фильм можно трактовать и по-другому. Главным героям и без истории с сектой проблем хватает. Но скажите мне честно – вас интересуют семейные проблемы преуспевающего американского врача? Если да, я вам завидую. Меня на фоне увиденного интересует только зловещая секта.

Когда я смотрел этот фильм впервые – в год его выхода, на пиратской кассете – меня потрясло еще вот что. Как-то очень пренебрежительно относится к злополучному пианисту герой Тома Круза. Я в то время играл на гитаре в группе Факубичи. Я искренне верил, что хороший музыкант куда важнее и полезнее хорошего врача. Я из кожи вон лез, чтобы научиться хорошо играть. Я ни секунды не думал, что высшее образование, которое я тогда получал, пригодится мне в жизни. Ан все повернулось по-другому. Но как же я негодовал, когда увидел, что о пианисте из картины герои думают как о неудачнике. Разве могло быть что-то важнее чем осознание того, что своей музыкой ты можешь свернуть горы? Что могло быть лучше музыки? И как мог какой-то врач важничать перед музыкантом? Позднее, когда я убедился в том, что мечты мои не сбылись, я начал (и об этом говорю со стыдом) позволять себе изредка бросать фразы о том, что музыкант это довольно презренная профессия для тупых людей. Да, много воды утекло с 1999-го. Я распрощался с юношескими амбициями, и теперь меня не удивляет нескладная жизнь американского пианиста, который имел несчастье попасть в зловещую секту. А гитару свою я не продал и продавать не собираюсь. Слишком многое с ней связано. И я этому рад.
Tags: кинодневник
Subscribe

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    НЕЛЕПАЯ СМЕРТЬ МИКИ ГАЗЕЛОТИСА Мика Газелотис шел по проселочной дороге. Весь день он провел на ногах и теперь спешил на электричку. До станции было…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    Не преминув засунуть нос В чертог Божественной Венеры, Прелат нащупал абрикос Под ожерельем королевы. Но так и не узнал прелат, Куда девалась мышь,…

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    ЗАЗИ-ЧУТ ЖЕНИХ. Здравствуйте. РОДИТЕЛИ. Здравствуйте. ЖЕНИХ. Я пришел просить руки вашей дочери. РОДИТЕЛИ. Очень хорошо. Мы о вас наслышаны. ЖЕНИХ.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments