fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

67.АНДЖЕЙ ВАЙДА, «СЛОЕНЫЙ ПИРОГ», 1968
21.11.2013, четверг, 11:24

Сатирическая комедия по сценарию Станислава Лема. Комедии 60-х это почти всегда хороший повод провести время, а комедии 60-х из соцстран это гарантированный знак качества. Фильм идет всего полчаса с небольшим, но Вайде и Лему этого достаточно для того, чтобы растормошить зрителя. Картина очень бодро смонтирована, а диалоги бодро написаны. Речь идет о пересадке органов. Соль заключается в том, что когда одному человеку пересаживают органы другого, он вместе с ними перенимает и черты донорского характера. Более того. Юридически он уже не является тем, кем был раньше. Он становится еще и своим донором или несколькими донорами – в зависимости от того, органы скольких людей были ему пересажены. Именно с таким «новым» человеком сталкивается некий адвокат. Он решительно не понимает, в чем дело. Отстоять интересы подопечного в суде он не может, поскольку подопечный после операции перестает быть самим собой. Заваривается катавасия. И вся эта история подается авторами весьма остроумно, тем паче, что в наше время операции по пересадке органов делают гораздо чаще, чем в 60-е. Между прочим, «Слоеный пирог» не просто остроумная история, но и оригинальная притча. Люди века XIX (и раньше) до таких поворотов вряд ли бы додумались, хотя я припоминаю, что у Эдгара По есть рассказ о человеке, состоящем сплошь из протезов, да и у менее известного Эрнеста Катреля есть отличнейший «Капитан Кастаньет». Но все же задумка Лема – детище века XX. Мало кому удается придумать притчу на современном материале. Лем придумал. Как и других фантастов, его интересовал технический прогресс. Впрочем, и прогресс был для него лишь средством к постижению сложнейших философских вопросов. В философские дебри вдаваться мы сейчас не будем, но отметим, что судьба подчас бывает несправедлива к творениям наподобие «Слоеного пирога». Эта картина, прямо скажем, не самая известная у Вайды. Пьеса Лема тоже, вероятно, не слишком известна. А если учесть, какой простор эти произведения открывают для нашего с тобой, читатель, воображения, то остается только всплеснуть руками и воскликнуть: «Ну почему сии жемчужины до сих пор не подобраны!» Чем больше я смотрю кино и читаю книги, тем больше впитываю нехитрую мысль – многообразие хороших текстов значительно превышает время, отпущенное простому смертному на их восприятие. И подобно тому, как в фильме «Слоеный пирог» из многих пострадавших получается один-единственный человек, иные тексты стремятся стать квинтэссенцией всего лучшего, что создала наша культура. Но с текстами, увы, такой номер никогда не пройдет. Как бы ни пыжился Борхес переосмыслить Дон Кихота, и как бы мы ни пыжились осмыслить Борхеса, старания пройдут втуне. Не нужно читать систематически. Разброс очень и очень велик. Надо просто радоваться каждой новой найденной жемчужине. Я напал на фильм «Слоеный пирог» совершенно случайно. Я нашел одну жемчужину. И это, друзья мои, уже чего-то стоит.
Tags: кинодневник, проза
Subscribe

  • ЛАНДРЮ

    1089. КЛОД ШАБРОЛЬ, «ЛАНДРЮ», 1963 26.01.2021, воскресенье, 23:31 Ну что еще я могу сказать о Клоде Шаброле, кроме того, что каждый его…

  • ВЕРНОСТЬ

    1088. НИГИНА САЙФУЛЛАЕВА, «ВЕРНОСТЬ», 2019 24.07.2021, субботка, 09:45 Мне понравился этот фильм. Такая чисто женская рефлексия. Импонирует, что…

  • ИСКУШЕНИЕ МАРИАННЫ

    1087. ФРАНСИС ЛЕРУА, «ИСКУШЕНИЕ МАРИАННЫ», 1973 22.07.2021, четверг, 22:58 Минорная такая эротика, в тусклых тонах. Но погодите! Не так надо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments