fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:
52.ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ, «И КОРАБЛЬ ПЛЫВЕТ», 1983
20.10.2013, воскресенье, 22:41

Образ корабля издревле воспет поэтами всех мастей. Образ аллегоричен. Корабль как древнейший символ, впитанный самыми разными культурами, не может не навевать мысли о Вечном. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины…» Всё так, и о притчевом языке этой картины Феллини сказано уж немало. Притча начинается с декораций – в фильме нет натуры. Море из полиэтиленовых пакетов, каюты, снятые в павильонах… Сама идея картины диктовала Маэстро, что его творение должно быть максимально условным – так же как условен вид искусства, воспетый им здесь, – опера. Но притчи бывают разными. Не всегда можно обойтись доступными для зрителя схемами. Множество подводных камней и течений в языке фильма обескураживают. Герои вовсе не схематичны. Не схематичен даже носорог, о котором так и тянет сказать, что это очередная метафора. Действие разворачивается на стыке эпох – вот-вот начнется Первая мировая, и мир не останется прежним. Женщины станут прекраснее, мужчины растеряют свой блеск. Женщины этой картины асексуальны; они представляют канувшую в Лету пору стыдливости и скромности. Мужчины, напротив, орлы. Даже женоподобный эрцгерцог блистает мужеством и непомерным чувством собственного достоинства. Персонажей здесь много, и за каждым угадывается своя история. Вот, например, два старичка, педагоги по вокалу. Кажется, они переросли не только грядущие потрясения, но и то время, когда о потрясениях никто и не думал. Возможно, они помнят Наполеона или еще кого-то из ряда великих мертвецов, так что для них грядущие потрясения просто нуль. Очень любопытно наблюдать за взаимоотношениями всей этой затейливой вереницы. Певцы друг друга недолюбливают, как и положено людям искусства. Но перед лицом Вечности становятся в один ряд. Эти оперные актеры могут себе позволить быть великодушными – на корабле они ощущают себя небожителями. Что им команда? Что им офицеры? Это всё непосвященные люди, они не знают Тайны искусства. Исполняя для них арии, можно вволю тешить свое тщеславие, а тщеславия оперным мужам и дивам не занимать. Персоны упиваются своей важностью и значимостью. Проявления столь мелких чувств трудно увязать с Трагедией, которая разыгрывается в предлагаемых декорациях. Но низкое и высокое всегда идут рука об руку. Так и в фильме: что важнее? – великое искусство оперы или восхищенный взгляд бравого морячка? Одно от другого отделить невозможно. Здесь все важно – и искреннее желание помочь грустному носорогу, и злобная ревность по отношению к собрату по цеху. Все чувства преподнесены так, что ничего убавить нельзя, и в этом калейдоскопе и угадывается вся человеческая жизнь, многообразная и самоценная. И даже гибель экипажа не уравнивает тех, кто еще мгновение назад отстаивали себе место под солнцем, мерялись носами и упражнялись в лицемерии. Вот почему стоит лишний раз отметить, что подлинное искусство всегда демонстрирует универсальный мир, мир такой, какой невозможно представить отдельно взятому индивиду. Феллини преуспел в этом мастерстве, его мир универсален, и в нем нет ни капельки лжи.
Tags: кинодневник, проза
Subscribe

  • АД

    1057. КЛОД ШАБРОЛЬ, «АД», 1994 11.05.2021, вторнеггг, 05:00 Этот фильм Клод Шаброль снял, отталкиваясь от замысла Анри-Жоржа Клузо; последний снимал…

  • ИСТИНА

    1056. АНРИ-ЖОРЖ КЛУЗО, «ИСТИНА», 1960 08.05.2021, субботка, 02:00 Да, крепко снимал кино Анри-Жорж Клузо в то время, которое нынче кажется чуть ли…

  • ДРОЖЬ

    1055. ДАРИО АРДЖЕНТО, «ДРОЖЬ», 1982 05.05.2021, среда, 04:36 Люблю фильмы про писателей. В них, как правило, не показывают писателя, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments