fembot2 (fembot2) wrote,
fembot2
fembot2

Categories:
19.ВАДИМ АБДРАШИТОВ, «ПАРАД ПЛАНЕТ», 1984
21.08.2013, среда, 08:51

В одной из предыдущих рецензий я обмолвился, что эта картина закрыла советскую эпоху. Не принимайте на веру. Это я ради красного словца обмолвился. Просто «Парад планет» мой любимый советский фильм, надо было что-то пафосное о нем сказать? Ну так вот. Вчера вечером я обнаружил в библиотеке моего брата сборник сценариев Александра Миндадзе. И тут же прочел «Парад планет», совсем небольшой сценарий. Прочитав, я лишний раз убедился в том, насколько по-разному замышляют один и тот же текст режиссер и сценарист. Абдрашитов изменил почти все, и это касается не только мелких деталей. Однако, друзья мои, обратимся к сюжету столь полюбившейся мне картины. Некий сорокалетний астроном (Олег Борисов) получает повестку из военкомата. Нужно ехать на сборы. Он чрезвычайно радуется предстоящему событию, хотя по одухотворенно-меланхоличной физиономии Борисова этого не скажешь. Повестки получают и его друзья. Их играют Петр Зайченко, Алексей Жарков и Сергей Шакуров. Астроном не встречался с друзьями с момента последних сборов. Теперь он готовит себя к своеобразному приключению; к последнему приключению, потому что сборы эти, скорее всего, заключительные – людей за сорок на сборы не призывают. В воинской части к четырем друзьям присоединяются еще двое «вояк» – в исполнении Сергея Никоненко и Александра Пашутина. Далее начинается фантастика, героев понарошку убивают на учениях, и они отправляются путешествовать по материализовавшимся закоулкам коллективного бессознательного, по пути прихватывая нового спутника (его сыграл Борис Романов). Всем героям фильма около сорока лет. Лучшая пора жизни (а может, и не лучшая, кто знает) за плечами. По идее, ничего хорошего от будущего они не ждут. Поэтому так важно попасть в безвременье, где не нужно заботится о завтрашнем дне, думать о семье, искать любовных приключений и изредка бояться смерти. Зритель, надо полагать, прекрасно понимает, что для старых армейских друзей военные сборы это повод расслабиться. Но авторы фильма берут выше. Военные сборы это олицетворение безмятежности и симуляция абсолютного счастья. Необходимо учитывать реалии того времени, когда создавалась картина. Конец застоя и полное ощущение того, что коммунисты никуда не денутся. Для героев «Парада планет» такая жизнь была лишена любых радужных перспектив; лишь свалившаяся невесть откуда на голову повестка дала им возможность забыть и о возрасте, и об опостылевшем быте. Чтобы как следует сформулировать основную идею фильма, нужно крепко поломать голову. Я делать этого не собираюсь, поскольку ощущения на то и ощущения, что их нельзя передать словами. Мои ощущения от фильма настолько насыщены, что, пожалуй, к сказанному я ничего добавлять не буду. Разве что в скобках замечу, что все перечисленные мной актеры играют так естественно, что по коже бегут мурашки. Это ли не повод для восторга, коим я и пытаюсь заразить любезного моему сердцу читателя?!
Tags: кинодневник, проза
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ИЗ СТАРЕНЬКОГО

    УРОК САКСОФОНИСТУ Предуведомление Если громко крикнуть «Всё это сакс!», то прозвучит это как «Всё это секс!». Таковы фонетические загогулины…

  • СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ

    1091. ФРАНЧЕСКО РОЗИ, «СИЯТЕЛЬНЫЕ ТРУПЫ», 1976 30.07.2021, пятничка, 06:32 Вот ведь как итальянцы могут кино закрутить. Поначалу фильм показался…

  • СИМЕОН-СТОЛПНИК

    1090. ЛУИС БУНЮЭЛЬ, «СИМЕОН-СТОЛПНИК», 1965 28.07.2021, среда, 05:42 Замечательный фильм Луиса Бунюэля о святом, жившем в V веке и проведшем 37 лет,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments